ВПГ-2010. Обзор российского рынка водонагревателей
Около 100 млн евро - таков сегодня, по оценкам аналитиков, объем российского рынка водонагревателей. Причем цифра эта растет с каждым годом.
Сегодня на российском рынке представлены все существующие типы водонагревателей: газовые и электрические, проточные и накопительные. Однако так было не всегда. Еще лет 15 назад потребителю в большинстве случаев предлагался скудный модельный ряд традиционных проточных газовых водонагревателей, которые в обиходе называют просто газовыми колонками. Да что там модельный ряд! Импорта практически не было, а советская промышленность едва обеспечивала рынок первичной установки. Во многом благодаря именно этому фактору сегодня в сегменте сложилась такая благоприятная для производителей и продавцов ситуация.
Исторические тенденции
В Советском Союзе производство газовых водонагревателей контролировалось соответствующим государственным органом - Газмашаппаратом. Несмотря на плановую экономику, нехватка этих приборов была изрядная. Производимого количества было достаточно лишь для обеспечения потребностей нового строительства, а рынок замены оставался совершенно неохваченным.
Тогда в стране работало всего три завода по производству водонагревателей: в Ленинграде, в Львове и в Сухуми. Спрос на их продукцию был значительно выше, чем фактическое производство: новое строительство требовало около 500 тыс. водонагревателей ежегодно, примерно столько же было необходимо на замену. Завод «Газаппарат» в Ленинграде обеспечивал рынок где-то на четверть (270 тыс. водонагревателей в год). Производства в Львове и в Сухуми были значительно скромнее (по 100 тыс. приборов).
Ситуация осложнялась тем, что электрических водонагревателей в то время также производилось очень мало, да и импорт их был крайне ограничен. В основном потребителю была доступна модель ВПГ (водонагреватель проточный газовый) с различными индексами, но все ее модификации имели очень примитивный дизайн, да и качество оставляло желать лучшего.
Переход России к рыночной экономике первоначально «переломил» ситуацию к худшему. Производство на вышеупомянутых заводах резко упало, причем два из них оказались вне российской территории. Завод в Сухуми закрылся после гражданской войны в Грузии. Производство во Львове в 1990-х гг. упало в 100 раз, однако в 2001 г. завод был куплен украинским инвестором, переименован в «Теплообменник» и стал активным игроком уже на украинском рынке. По сравнению с советским периодом резко упал и уровень производства «Газаппарата», но завод продолжал оставаться лидером рынка вплоть до 2002 г.
В то время как названные производители водонагревателей старались приспособиться к другим экономическим условиям, новые игроки, вышедшие на рынок, пытались удовле-творить отложенный спрос, созданный в советское время недостаточным предложением. Правда, над изменением ассортимента они особо не задумывались, предлагая потребителю те же традиционные модели ВПГ.
В целом же, ситуация на рынке водонагревателей колебалась вместе с экономическим благосостоянием страны. Последовательный ежегодный рост рынка в течение 1990-х гг. был грубо прерван финансовым кризисом в августе 1998 г. Впрочем, все вернулось на круги своя уже через год. В 2003 г. рост объемов рынка составил внушительную цифру - 23,6%. Дело в том, что именно в это время резко увеличились продажи накопительных электрических, про-точных электрических и проточных газовых водонагревателей.
Отметим, что, согласно данным 2002 г., приблизительно 61% российских домохозяйств имеют горячее водоснабжение из теплосистемы района (77% в городах и 19% в сельских районах), часть населения (главным образом сельская) использует печи, а 26% домохозяйств (59% в сельских районах) не имеют никакого магистрального водоснабжения. Неудивительно, что спрос на водонагреватели является относительно невысоким для такой гигантской страны, как Россия.
Вместе с тем на отечественный рынок водонагревателей большое влияние оказывает фактор летних отключений горячего водоснабжения. В 1996-2004 гг. маркетологами был отмечен существенный спрос на импортные электрические водонагреватели, которые приоб-ретаются населением в качестве дублера центрального водоснабжения. Впрочем, спрос на них носит сезонный оттенок. Основные продажи приходятся на апрель - октябрь.
Как показывают маркетинговые исследования потребительских предпочтений, в на-копительных электрических водонагревателях более всего заинтересованы жители городов, в меньшей степени - жители сельских районов, где нет газового снабжения. Проточные элек-трические водонагреватели особенно популярны среди владельцев летних домиков и дач, а также помещений нежилого типа вроде кафе и ресторанов. Проточные газовые водонагрева-тели чаще всего устанавливаются впервые или на замену в индивидуальных домах и кварти-рах в городских и сельских районах с центральным газоснабжением. А вот объем рынка на-копительных газовых водонагревателей в России крайне небольшой.
Рынок сегодня
В 2004 г. объем продаж водонагревателей в России впервые превысил 1,3 млн штук. Такому спросу благоприятствовали несколько причин:
- улучшающееся состояние экономики со средним ростом ВВП в 5-6%
- растущая покупательская способность населения
- увеличение спроса на замену большого количества приборов, поддержанное в некоторых регионах правительственными инициативами (особенно в Москве)
- ухудшающееся состояние районных теплосетей
- обширная сеть трубопроводов, а также низкие цены на природный газ
- наличие на рынке недорогих накопительных водонагревателей из Италии и газовых проточных водонагревателей отечественного производства
- увеличение продаж в регионах.
Долгое время отличительной особенностью российского рынка было наличие большого количества проточных газовых водонагревателей (в 1998 г. их доля достигла своего пика, составив около 49%, однако в 2004 г. она сократилась до 34%). Однако постепенно накопительные электрические приборы получили широкое распространение и вытеснили с рынка проточные газовые, получив более 51% рынка. Еще 14% занимают проточные электрические водонагреватели, и менее 1% - газовые накопительные.
Оценивается, что из общего объема рынка водонагревателей:
- примерно 260 тыс. шт. (20%) требуется для нового строительства
- около 390 тыс. шт. (30%) идет на первичную установку
- 650 тыс. шт. (50%) идут на замену устаревших и вышедших из строя приборов.
Рынок замены, как считают специалисты, имеет в России огромные перспективы, поскольку большинство водонагревателей (главным образом установленные в советское время проточные газовые приборы) уже выработали положенный им срок эксплуатации.
Взгляд в будущее
Большинство игроков оценивают перспективы рынка очень оптимистично, по крайней мере на ближайшие пять лет. И хотя российский рынок традиционно считается труднопредсказуемым, кажется, все согласны, что рост в сегменте водонагревателей к 2008 г. должен достигнуть как минимум двойных объемов. Три основные причины его роста в 2002-2003 гг. должны сохранить свое влияние на рынок и в последующие пять лет:
- улучшающееся состояние экономики и растущая покупательская способность населения, в особенности влияющая на рынок накопительных электрических водонагревателей
- расширение рынка замены проточных газовых водонагревателей (парк приборов по всей стране составляет 8-10 млн шт.)
- отсутствие национальной программы по реконструкции районных сетей.
Если рассматривать перспективы рынка по типам водонагревателей, то, по мнению специалистов, они следующие:
- размер рынка накопительных электрических приборов к 2007 г. достигнет 1 млн шт., во многом расширению этого сегмента должно поспособствовать открытие завода MTS около С.-Петербурга мощностью 500 тыс. шт. в год
- сегмент проточных газовых водонагревателей будет расти более умеренными темпами, часть этого рынка займут завоевывающие популярность комбинированные котлы, особенно после того, как новые СНИПы разрешили тепловые преобразования в квартирах многоэтажных зданий
- рынок проточных электрических водонагревателей продолжит расти из-за преобладания очень дешевых импортных изделий и поставок от новых российских производителей
- сегмент накопительных газовых приборов будет расти очень медленными темпами из-за более высоких цен.
Взгляд маркетологов
Емкость российского рынка водонагревателей (исключая комбинированные котлы) сегодня оценивается специалистами в 93,5 млн евро. В 2002 г. она составляла около 78,3 млн евро.
Газовые водонагреватели
Проточные газовые водонагреватели, по оценке специалистов, составляют 35% общего рынка подобных приборов, в то время как число накопительных газовых моделей остается крайне низким и составляет менее 1% от общего количества.
Самый распространенный российский проточный газовый водонагреватель - ВПГ - выпускается с 1986 г. Несмотря на низкую норму потока, он до сих пор применяется как многоточечный водонагреватель для получения горячей воды на кухне и в ванной. Российские приборы вообще менее эффективны и используют значительно больше газа, чем западные модели с той же тепловой емкостью. Стоит также отметить, что срок эксплуатации большинства российских водонагревателей, заявленный производителем в техпаспорте, в реальности зачастую сокращается в два-три раза. Впрочем, некоторыми отечественными компаниями предпринимаются попытки модернизировать свою продукцию, чтобы значи-тельно улучшить ее качество. Это касается как минимум двух производителей - «Сибгаз-прибор» и «Ванадий-Тула». Их модели уже сегодня качественно превосходят стандартные ВПГ.
Что касается цен, то тут кризис 1998 г. и девальвация рубля очень помогли россий-ским производителям, которые получили прекрасную возможность хотя бы по этому пара-метру превзойти западных конкурентов. Сегодня стоимость российских проточных газовых водонагревателей составляет 60-70 евро для традиционных моделей ВПГ и около 100 евро для моделей, в которых использованы европейские компоненты и дизайн. Цены на импорт-ные приборы колеблются в диапазоне $127- $175 (данные 2002 г.). Именно благодаря низкой, по сравнению с зарубежной продукцией, стоимости российские производители смогли в 2004 г. занять около 80% этого сегмента. В целом же, продажи в нем составили около 470 тыс. приборов.
Сегмент накопительных газовых водонагревателей выглядит гораздо скромнее, причем импорт занимает все 100%. Продажи в нем в прошлом году составили 4,5 тыс. приборов, при этом львиная доля реализованной продукции принадлежит холдинговой группе MTS, с которой другим производителям сложно конкурировать из-за низких цен.
Электрические водонагреватели
На рынке электрических водонагревателей доминирует импорт. В целом, по оценкам специалистов, доля накопительных электрических водонагревателей составляет 46% продаж водонагревателей всех типов. Проточные электрические приборы занимают 14%. Длительное время электрические проточные водонагреватели лидировали в этом сегменте, прежде всего из-за низких цен, но это не могло долго продолжаться, поскольку потребители становятся более проницательными и постепенно переходят к накопительным моделям.
Ценовой диапазон эконом-сегмента этого вида водонагревателей составляет $50-$100 за прибор. Здесь доминируют итальянские производители, среди которых и такие лидеры рынка, как MTS и Lorenzi Vasco. Качество и стоимость приборов, предлагаемых поставщиками накопительных электрических водонагревателей, часто зависит от многих факторов: тип внешнего покрытия (цинк, эмаль, антикоррозионная сталь), размер и даже форма (квадрат или круг). Подавляющее большинство проточных электрических водонагревателей также относятся к эконом-сегменту. Средняя цена (из-за низкой стоимости приборов российского производства) - 60 евро. В целом, эконом-сегмент составляет 90% всех продаваемых электрических водонагревателей.
Если обобщить все вышесказанное, становится очевидно, что сегодня в сегменте накопительных электрических водонагревателей доминирует импорт, в то время как в сегменте газовых водонагревателей - российские производители, хотя присутствие здесь зарубежных компаний в последнее время начало увеличиваться. Небольшой сегмент накопительных газовых водонагревателей целиком состоит из импорта, в то время как предложение проточных электрических приборов смешано. Импортные поставки идут в основном из Европы, в частности из Италии, Германии и Чехии.
Елизавета Лаврова Источник: Build Report, N2, 2005
|