Структура предложения рынка сухих строительных смесей
В статье представлены данные маркетингового исследования по рынку розничной торговли сухих строительных смесей г. Москвы.
Для российской экономики последних лет характерно наличие заметного и стабильного роста: наблюдается подъем во многих отраслях промышленного производства, происходит расширение рынка промышленных товаров. Рынок строительных материалов не остался в стороне от общей тенденции. Главным катализатором развития рынка стройматериалов является положительная динамика строительной отрасли. Активность населения в области строительства и ремонта остается высокой и, возможно, продолжит свой рост в будущем.
Большинство наименований строительных материалов сейчас производятся в большем объеме, чем несколько лет назад. Особенно уверенный рост демонстрируют сухие строительные смеси, которые стали неотъемлемой частью современного строительства. Рынок ССС постоянно развивается, представляя вниманию потребителей новые виды продукции.
Агентство Symbol-Marketing продолжает вести мониторинг ССС розничной торговли г. Москвы [1]. Исследование нацелено на описание текущего состояния и выявление динамики розничной торговли ССС (ассортимент и марки предлагаемых товаров, доли марок, распределение по форматам торговли, уровень цен).
В общем ассортименте розничной торговли Москвы было выявлено девять основных товарных групп, зафиксировано 116 марок.
По результатам исследования общего уровня представленности марок в розничной торговле (в совокупности всех товарных групп), выявилась десятка лидеров: уровень дистрибуции марки «Старатели» составил 81,2%, «Юнис» - 80,5%, Knauf - 78,5%, Vetonit - 75,8%, Atlas - 69,8%, «Глимс» - 61,1%, Pufas - 40,9%, Sheetrock - 28.2%, Feidal - 24.8% и «Русеан» - 24,2% [2].
Если проанализировать представленность марок в динамике с марта 2003 г. по март 2005 г., то можно утверждать, что десятка лидеров устоялась. Марки, занимающие верхние семь позиций на протяжении четырех мониторингов, существенных изменений не произвели - попеременно они поднимались или уступали одно-два места. Спустя полтора года «Старатели» опять поднялись на первое место, опередив «Юнис» и Knauf, общий уровень дистрибуции которых составляет соответственно 80,5% и 78,5%. Вместе с этим Vetonit, занимавший в марте 2004 года второе место уступил позиции, оказавшись на 4 месте. Подобная ситуация сложилась у Atlas и «Глимс» - в марте 2004 года занимали, соответственно, третье и четвертое места, а в 2005 - пятое и шестое.
Стоит обратить внимание на две марки, увеличивших за последние полтора года общую дистрибуцию на рынке ССС более чем в четыре раза - это Sheetrock и Feidal.
Данные о динамике уровня дистрибуции в зависимости от форматов торговли (магазины и рыночные точки) представлены в табл. 2.
Таблица 1 [3]. Динамика общего уровня дистрибуции 15-ти марок ССС в период с марта 2003 г. по март 2005 г.: результаты 1-й - 4-й волн
Марки/производители |
Общий уровень дистрибуции |
Рейтинг |
Март, 2003 |
Ноябрь, 2003 |
Март, 2004 |
Март, 2005 |
Март, 2003 |
Ноябрь, 2003 |
Март, 2004 |
Март, 2005 |
Старатели |
77.2 |
78.5 |
80.0 |
81.2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
Юнис |
74.3 |
78.5 |
83.9 |
80.5 |
4 |
1 |
1 |
2 |
Knauf |
72.3 |
63.6 |
83.9 |
78.5 |
5 |
4 |
1 |
3 |
Vetonit |
76.2 |
60.7 |
82.6 |
75.8 |
3 |
5 |
2 |
4 |
Atlas |
82.2 |
66.4 |
80.0 |
69.8 |
1 |
3 |
3 |
5 |
Глимс |
65.3 |
69.2 |
70.3 |
61.1 |
6 |
2 |
4 |
6 |
Pufas |
47.5 |
46.7 |
54.2 |
40.9 |
7 |
6 |
5 |
7 |
Sheetrock |
1.0 |
5.6 |
20.0 |
28.2 |
24 |
18 |
9 |
8 |
Feidal |
4.0 |
1.9 |
20.0 |
24.8 |
21 |
23 |
9 |
9 |
Русеан |
26.7 |
22.4 |
18.1 |
24.2 |
9 |
9 |
11 |
10 |
Ivsil |
24.8 |
18.7 |
18.7 |
22.1 |
10 |
10 |
10 |
11 |
Dufa |
13.9 |
10.3 |
21.9 |
21.5 |
12 |
14 |
8 |
12 |
ВГТ |
10.9 |
0.9 |
9.0 |
20.1 |
14 |
25 |
17 |
13 |
Оптимист |
8.9 |
7.5 |
31.0 |
19.5 |
16 |
16 |
6 |
14 |
Ceresit |
7.9 |
13.1 |
8.4 |
18.8 |
17 |
12 |
18 |
15 |
В ходе исследования был определен уровень представленности марок по форматам торговли. Так, марка «Старатели» чуть более представлена на рыночных точках (85,6%), нежели в магазинах (71,1%); марка «Юнис» также лучше представлена на рынках (87,5%), чем в магазинах - 64,4%; Vetonit и Atlas почти в равной степени представлены как в магазинной, так и рыночной торговле, а вот Pufas лучше представлен в строительных магазинах.
Таблица 2[4]. Уровень дистрибуции марок ССС в магазинах и на рынках
Марка/производитель |
Магазины |
Рынки |
Общий уровень дистрибуции |
Кол-во |
Уровень дистрибуции |
Кол-во точек |
Уровень дистрибуции |
Число магазинов и рыночных точек |
В целом в розничной торговле |
Старатели |
32 |
71.1 |
89 |
85.6 |
121 |
81.2 |
Юнис |
29 |
64.4 |
91 |
87.5 |
120 |
80.5 |
Knauf |
33 |
73.3 |
84 |
80.8 |
117 |
78.5 |
Vetonit |
33 |
73.3 |
80 |
76.9 |
113 |
75.8 |
Atlas |
31 |
68.9 |
73 |
70.2 |
104 |
69.8 |
Глимс |
21 |
46.7 |
70 |
67.3 |
91 |
61.1 |
Pufas |
21 |
46.7 |
40 |
38.5 |
61 |
40.9 |
Sheetrock |
11 |
24.4 |
31 |
29.8 |
42 |
28.2 |
Feidal |
6 |
13.3 |
31 |
29.8 |
37 |
24.8 |
Русеан |
8 |
17.8 |
28 |
26.9 |
36 |
24.2 |
Ivsil |
4 |
8.9 |
29 |
27.9 |
33 |
22.1 |
Dufa |
12 |
26.7 |
20 |
19.2 |
32 |
21.5 |
ВГТ |
10 |
22.2 |
20 |
19.2 |
30 |
20.1 |
Оптимист |
12 |
26.7 |
17 |
16.3 |
29 |
19.5 |
Ceresit |
2 |
4.4 |
26 |
25.0 |
28 |
18.8 |
Если общий уровень дистрибуции марок имеет сугубо маркетинговое значение, то изучение вопроса представленности марок в разрезе товарных групп имеет практическое значение для профессионалов рынка. Например, одна марка может являться лидером на всем рынке, но достигает этого только потому, что активно продвигает только затирки или шпатлевки, или, наоборот, марка, успешно развивая группу гидроизоляционных материалов, при этом является аутсайдером в перечне по общему уровню представлености. Некоторые производители выпускают большой ассортимент строительных смесей, другие, наоборот, производят ССС только нескольких товарных групп. В последнем случае как раз правильнее было бы оценить место производителя не на всем рынке, а в сегменте, где представлена его продукция. По большому счету такой производитель конкурирует и имеет влияние на рынок только в этом сегменте. Представим, что доля изучаемого сегмента в ассортименте ССС, продаваемых в розничной торговле, высока и уровень дистрибуции данного производителя в этом сегменте также высок. Тогда высоким будет и общий уровень дистрибуции, и доля производителя в ассортименте розничной торговой сети.
Известно, что рынок ССС является индустриальным более чем на 75%. Мы знаем, что среди строительных организаций наиболее популярны шпатлевки. Их используют 63,5%. Также широко используется штукатурка (50,4%), универсальные смеси (47%), клей для плитки (39,1%), грунтовка (35,7%), затирки для швов (35,7%). Гидроизоляцию, вяжущие материалы и наливные полы используют менее четверти респондентов (по данным опроса РСО, проведенного агентством Symbol-Marketing в апреле 2005 г.). Учитывая интерес профессионала, опишем представленность марок в разрезе шпатлевок и штукатурок.
Так, в ассортименте товарной группы «шпатлевка» розничной торговли г. Москвы лидирует марка Vetonit (26,0%), за ней следует идет марка «Старатели» (19,6%), немного отстает от лидеров марка «Глимс» (14,0%).
Таблица 3. Доли марок в ассортименте товарной группы «шпатлевка»
Марки |
Доля |
Vetonit |
26.0 |
Старатели |
19.6 |
Глимс |
14.0 |
Knauf |
9.1 |
Pufas |
8.4 |
Юнис |
6.4 |
Lugato |
2.1 |
Dufa |
2.0 |
Боларс |
1.8 |
Consolit |
1.4 |
Ivsil |
1.3 |
Atlas |
1.1 |
Русеан |
1.0 |
Jub |
0.8 |
Монолит |
0.7 |
В товарной группе «готовая шпатлевка» первенство держит марка «Старатели», за ней следуют ВГТ (10,1%) и Sadolin (9,2%).
Таблица 4. Доли марок в ассортименте товарной группы «готовая шпатлевка».
Марки |
Доля |
Старатели |
19.3 |
ВГТ |
10.1 |
Sadolin |
9.2 |
Petri |
7.6 |
Sheetrock |
6.3 |
Аква |
5.8 |
Текс |
4.5 |
Усадьба |
4.1 |
Атом-колор |
4.0 |
Лакра |
2.7 |
Артель |
2.5 |
Ремгарантстрой |
2.5 |
Profilux |
2.3 |
Мастер |
2.2 |
DAP |
1.8 |
Что же касается штукатурок, то в данном сегменте уверенно лидирует марка Knauf (31,9%), со значительным отрывом следуют марки «Старатели» (15,0%) и «Юнис» (14,0%).
Таблица 5. Доли марок в ассортименте товарной группы «штукатурка»
Марки |
Доля |
Knauf |
31.9 |
Старатели |
15.0 |
Юнис |
14.0 |
Глимс |
8.3 |
Lugato |
6.6 |
Русеан |
6.6 |
Consolit |
3.9 |
Боларс |
3.2 |
Бирсс |
2.2 |
Caparol |
1.7 |
Ceresit |
0.7 |
Schomburg |
0.7 |
Победит |
0.7 |
Dufa |
0.5 |
Ekogips |
0.5 |
Мониторинг розничной торговли дает богатую информацию о состоянии розничной торговли ССС в Москве, позволяет отслеживать динамику рынка и оценить перспективу развития данного направления. С полной версией исследования можно ознакомиться в агентстве Symbol-Marketing (marketing@symbolgroup.ru).
Темпы роста рынка стройматериалов сохранятся в ближайшие годы благодаря двум факторам ежегодному увеличению количества строящегося жилья и повышению благосостояния населения. Это обеспечивает благоприятные условия для развития промышленности строительных материалов.
[1] Аудит розничной торговли г. Москвы: первая волна - март 2003 г., вторая - ноябрь 2003 г., третья - март 2004 г., четвертая - март 2005 г. Аудит пятой волны был проведен в 149 точках розничной торговли, из них: 45 магазинов и 104 стационарных рыночных точек. Соотношение долей первого и второго форматов торговых точек совпадает со сложившейся структурой продаж ССС в московской розничной торговле.
[2] Общий уровень дистрибуции показывает долю марки в розничной торговле ССС - и в магазинах, и в рыночных точках
[3] Марки ССС упорядочены по общему уровню дистрибуции. В таблице перечислены не все марки, остальные см. полный текст отчета.
[4] Марки ССС упорядочены по общему уровню дистрибуции. В таблице перечислены не все марки, остальные см. полную версию отчета.
Т.В. Еферина, А.В. Шкурин СтройПРофиль, 2005, №6 (44). С.86-87 Источник: Агентство маркетинговых исследований SYMBOL-MARKETING
|