на главную... Контакты Карта сайта
Компания
Стройматериалы
Дизайн интерьера
Энциклопедия
Обмен опытом
на главную...
Наша специализация:

• оптовая торговля и комплектация строительными и отделочными материалами

• дизайн интерьера, ремонт и отделка, проект электро-оборудования, системы умного дома
Поиск:  





Секреты ремонта и дизайна интерьера.
Вира. Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рейтинг@Mail.ru

Обмен опытом / Нормативные документы по строительству и ремонту / ГОСТы / Защита от шума

ГОСТ 20444-85

    ГОСТ 20444-85
 УДК 534.836.2.08:006.354  Группа Т34
  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР  
  Шум  
  ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ  
  Методы измерения шумовой характеристики  
  Noise. Traffic flows. Methods of noise
characteristic measurement
  
 ОКП 57 6200   
    Дата введения 1986-01-01

РАЗРАБОТАН

Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР
Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя
Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС
Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР
Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома
Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме
Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС

РАЗРАБОТЧИКИ

Г.Л. Осипов, д-р техн. наук; В.Е. Коробков, канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С. Зотов; Г.В. Бутаков, д-р техн. наук; Н.П. Тагер, канд. техн. наук; А.С. Прохода, канд. техн. наук; Б.Г. Прутков, канд. техн. наук; И.Л. Карагодина, д-р мед. наук; А.П. Путилина, канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский

ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

Директор В.А. Дроздов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. № 59

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1994 г.

Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.
1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА.

2. АППАРАТУРА

2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.
Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.
2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.
2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.
3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.
3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.
3.4. Измерение не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для защиты измерительного микрофона от ветра.
3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5±0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.
В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли.
4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.
В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.
4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.
4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение "А", а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.
4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.
4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.
4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.
4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.
4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука , дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.
4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.
4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных средств, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.
4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.
5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.
5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.
5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ
ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

1. Место проведения измерения.
2. Дата и время проведения измерения.
3. Продолжительность проведения измерения.
4. Аппаратура.
5. Эквивалентный уровень звука.
6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
7. Форма 2 для расчета эквивалентного уровня звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.
10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.
11. Схематический ситуационный план участка.
12. Поперечный разрез участка.
13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.
14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.
15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.
16. Название организации, проводившей измерение.
17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

Форма 1

Уровни звука, дБА
                    
                    
                    

Форма 2

Интервалы уровней звука, дБАОтметка отсчетов уровней звука в интервалеЧисло отсчетов уровней звука в интервалеДоля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %Частные индексы
12345
От 18 до 22    
<<23 <<27    
<<28 <<32    
<<33 <<37    
<<38 <<42    
<<43 <<47    
<<48 <<52    
<<53 <<57    
<<58 <<62    
<<63 <<67    
<<68 <<72    
<<73 <<77    
<<78 <<82    
<<83 <<87    
<<88 <<92    
<<93 <<97    
<<98 <<102    
Суммарное число отсчетов уровней звука ... Суммарный индекс ...

rLA = :дБА. Эквивалентный уровень звука LАэкв = ...дБА.
Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.

Форма 3

 Виды транспортных средств Трамваи
Направление движенияЛегковые автомобилиГрузовые автомобили, автомобили- тягачи и автопоездаАвтобусыТроллейбусыМотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипедыСуммарное число транспортных средствИнтенсивность движения, ед./чЧислоИнтенсивность движения, тр./ч
 ЧислоДоля, %ЧислоДоля, %ЧислоДоля, %ЧислоДоля, %ЧислоДоля, %    
А - Б              
Б - А              
В обоих направлениях              

Примечания:
1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.
2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.
3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.
4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/TИ , где TИ - продолжительность измерения, мин.
5. Направление А - Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.

Форма 4

Уровень звука
LAi, дБА
Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном
ti, с
Длина трамвая
li, м
Скорость движения трамвая Vi, м/сВремя действия уровня звука
(LAi- 10), дБА,τi , с
12345

Примечания:
1. Скорость движения трамвая , м/с, следует определять по формуле:

Vi =li
ti

где li - длина трамвая, м;
ti - время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.
2. Время действия уровня звука (LAi- 10), дБА,τi , с следует определять по номограмме.

Форма 5

Тип поездаУровень звука LAi, дБАВремя проезда поезда перед измерительным микрофоном ti, сВремя проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м tyi, сВремя проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м txi, сСкорость движения поезда Vi, м/с
123456

Примечание. Скорость движения поезда Vi, м/с следует определять по формуле:


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,
В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ,
ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.
2. Измеренные уровни звука (форма 1 приложения 1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.
3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.
4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.

Таблица 1

Доля числа
отсчетов в данном интервале
уровней звука
в суммарном числе отсчетов, %
Интервалы уровней звука, дБА
От 18
до 22
От 23
до 27
От 28
до 32
От 33
до 37
От 38
до 42
От 43
до 47
От 48
До 52
От 53
до 57
От 58
до 62
От 63
до 67
Частные индексы
0,10000131032100316
0,20001262063200632
0,30001393095300949
0,40001413401264001265
0,50012516501585001581
0,60012619601906001897
0,70012722702217002213
0,80013825802538002530
0,90013928902859002846
1,00013103210031610003162
1,30014134113041113004111
1,70125175417053817005375
2,00126206320063220006324
30139309530094930009486
401413401264001265400012648
512516501585001581500015810
612619601906001897600018972
712722702217002213700022134
813825802538002530800025296
913928902859002846900028458
10131032100316100031621000031620
12141238120379120037941200037944
14141444140443140044271400044268
16251651160506160050591600050592
18261857180569180056921800056976
20262063200632200063242000063240
25382579250791250079052500079050
30393095300949300094863000094860
3541135111350110735001106735000110670
4041340126400126540001264840000126480
4551445142450142345001422945000142290
5051650158500158150001581050000158100
6061960190600189760001897260000189720
7072270221700221370002213470000221340
8082580253800253080002529680000252960
9092890285900284690002845890000284580
1001032100316100031621000031620100000316200

Продолжение табл. 1

Доля числа
отсчетов в данном интервале
уровней звука
в суммарном числе отсчетов, %
Интервалы уровней звука, дБА
От 68
до 72
От 73
до 77
От 78
до 82
От 83
до 87
От 88
до 92
От 93
до 97
От 98
до 102
Частные индексы
0,11000316210000316201000003162001000000
0,22000632420000632402000006324002000000
0,33000948630000948603000009486003000000
0,44000126484000012648040000012648004000000
0,55000158105000015810050000015810005000000
0,66000189726000018972060000018972006000000
0,77000221347000022134070000022134007000000
0,88000252968000025296080000025296008000000
0,99000284589000028458090000028458009000000
1,010000316201000003162001000000316200010000000
1,313000411061300004110601300000411060013000000
1,717000537541700005375401700000537540017000000
2,020000632402000006324002000000632400020000000
330000948603000009486003000000948600030000000
440000126480400000126480040000001264800040000000
550000158100500000158100050000001581000050000000
660000189720600000189720060000001897200060000000
770000221340700000221340070000002213400070000000
880000252960800000252960080000002529600080000000
990000284580900000284580090000002845800090000000
10100000316200100000031620001000000031620000100000000
12120000379440120000037944001200000037944000120000000
14140000442680140000044268001400000044268000140000000
16160000505920160000050592001600000050592000160000000
18180000569160180000056916001800000056916000180000000
20200000632400200000063240002000000063240000200000000
25250000790500250000079050002500000079050000250000000
30300000948600300000094860003000000094860000300000000
35350000110670035000001106700035000000110670000350000000
40400000126480040000001264800040000000126480000400000000
45450000142290045000001422900045000000142290000450000000
50500000158100050000001581000050000000158100000500000000
60600000189720060000001897200060000000189720000600000000
70700000221340070000002213400070000000221340000700000000
80800000252960080000002529600080000000252960000800000000
90900000284580090000002845800090000000284580000900000000
1001000000316200010000000316200001000000003162000001000000000

5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.
6. Определяют величину rLA , дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

Суммарный индексrLA,
дБА
Суммарный индексrLA,
дБА
Суммарный индексrLA,
дБА
Суммарный индексrLA,
дБА
1010158532251200543981000076
1311199533316200555012000077
1612251234398100566310000078
2013316235501200577943000079
25143981366310005810000000080
32155012377943005912590000081
401663103810000006015850000082
501779433912590006119950000083
6318100004015850006225120000084
7919125904119950006331620000085
10020158504225120006439810000086
12621199504331620006550120000087
15922251204439810006663100000088
20023316204550120006779430000089
25124398104663100006810000000090
316255012047794300069  
3982663100481000000070  
5012779430491259000071  
63128100000501585000072  
79429125900511995000073  
100030158500522512000074  
125931199500533162000075  

7. Эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА, вычисляют по формуле:

LAэкв = rLA + 10

Пример расчета

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.

Форма 1

Уровни звука, дБА
5963656466656767697174757371686971707374
7268676563636567687071727472706967676564
6466676769707072737573717169696866686971
7170686765666563646667666970717170696868
6667656668707170727475737270686971707168
6971707274767475777576747371737069717375
7476777775767473717072696870737174757775
7673726966686766656362636461626061636564
6768707371727474757471706870696763626467
6668697171737472707376757370686667696765
6365646567666769727374767577797775767371
6966646365636463656770717072717375747677
7674717071696768666564626468697274757780
7673716967686567696870717072726967646361
6063666567707374777572707169706867656261

Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА.

Расчет производим в следующем порядке.

1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.
2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

Форма 2

Интервалы уровней звука, дБАОтметки отсчетов уровней звука в интервалеЧисло отсчетов уровней звука в интервалеДоля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %Частные индексы
12345
От 18 до 22    
<< 23 << 27    
<< 28 << 32    
33 << 37    
<< 38 << 42    
<< 43 << 47    
<< 48 << 52    
<< 53 << 57    
<< 58 << 62////////////1244000
<< 63 << 67//////////////////////////////
//////////////////////////////
////////////////////////////
883094860
<< 68 << 72////////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////////
12340400000
<< 73 << 77/////////////////////////
/////////////////////////
/////////////////////////
7525790500
<< 78 << 82//20,770000
<< 83 << 87    
<< 88 << 92    
<< 93 << 97    
<< 98 << 102    

Суммарное число отсчетов уровней звука 300.
Суммарный индекс 1359360 LAэкв = 61 дБА.
Эквивалентный уровень звука rLA =71 дБА.

Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.
3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %.
Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.
4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).
Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д.
Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.
5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.
6. Для полученного суммарного индкеса определяем по табл. 2 приложения 2 величину rLA , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).
7. Вычисляем эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА, по формуле:

LAэкв = rLA + 10 = 61 + 10 = 71 дБА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука LA, дБА, по формуле:

LA =LA1 + LA2 +  ... + LAn

n

где LA1 + LA2 +  ... + LAn - измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
n - число измеренных уровней звука.
2. Определяют среднее значение времени действия τ , с, уровней звука (LAi- 10), по формуле:

τ =τ1 + τ2 +  ... + τn

n

где τ1 + τ2 +  ... + τn - время действия, с, уровней звука (LAi- 10) (графа 6 формы 5 приложения 1).

3. Определяют величину поправки rLAτ , дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука (LAi- 10)

Среднее значение
времени действия
τ, с, уровней звука
(LAi- 10)
345678
Поправка
rLAτ, дБА
-30,8-29,5-28,6-27,8-27,126,5

4. Определяют величину поправки 10 lgn , дБА, где n - число измеренных уровней звука.
5. Эквивалентный уровень звука LAэкв, дБ, вычисляют по формуле

LAэкв = LA + rLAτ + 101gn + 3

Пример расчета

На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме

Форма

Модель трамваяУровень звука
LAi , дБА
Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном ti , сДлина трамвая li, мСкорость движения трамвая vi , м/сВремя действия
τ, с, уровня звука
(LAi- 10)
123456
Т-2881,31511,54,7
>>821,21512,54,3
>>882,83010,77,4
>>881,41510,75,0
>>871,41510,75,0
>>881,51510,05,4
>>881,41510,75,0
>>862,73011,17,2
>>861,41510,75,0
>>871,31511,54,7
>>881,41510,75,0
>>861,21512,54,3
>>861,31511,54,7
>>872,73011,17,2
>>871,51510,05,4
>>861,41510,75,0
>>851,31511,54,7
>>861,41510,75,0
>>872,63011,56,9
>>851,21512,54,3

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

LA = 86,6 дБА.

2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука (LAi- 10)

τ = 5,3 c.

3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука (LAi- 10)

rLA = -28,4 дБА.

4. Определяем величину поправки 10 lg n. В рассматриваемом примере n=20.

10 lg n = 13 дБА.

5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

LA,экв = 86,6 - 28,4 + 13 + 3 = 74,2 дБА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Вычисляют эквивалентные уровни звука LAэкв , дБА, отдельных поездов по формуле

где LAi - i - й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
T - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;
ti - время проезда i -го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);
vi - скорость движения i -го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);
r0 - расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно r0 = 25 м.
2. Эквивалентный уровень звука LAэкв , дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов, LAэквi , дБА, по формуле

или при помощи таблицы.

Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука0123456789101520
LAэквi , дБА             
Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА3,02,52,01,81,51,21,00,80,60,50,40,20,1

Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производится последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:
вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;
определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;
производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.
Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т. д.

Пример расчета

На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

Форма

Тип поездаУровень звука, , дБАВремя проезда поезда перед измерительным микрофоном , сВремя проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м , сВремя проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м , сСкорость движения поезда , м/с
123456
Электропоезд8511,62,22,123,2
То же8311,92,22,222,7
<<8215,52,92,917,5
<<889,32,02,124,4
<<8213,42,42,620,0
Пассажирский7823,12,82,817,8
Электропоезд7916,23,03,016,7
То же8213,12,42,420,8
<<8911,02,12,024,4
Грузовой8092,03,93,613,4
Электропоезд7817,63,23,415,2
То же868,91,92,025,1


Copyright © 2017 Вира«ВИРА»
+7(495)730-01-98, vira@vira.ru