на главную... Контакты Карта сайта
Компания
Стройматериалы
Дизайн интерьера
Энциклопедия
Обмен опытом
на главную...
Наша специализация:

• оптовая торговля и комплектация строительными и отделочными материалами

• дизайн интерьера, ремонт и отделка, проект электро-оборудования, системы умного дома
Поиск:  





Секреты ремонта и дизайна интерьера.
Вира. Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рейтинг@Mail.ru

Обмен опытом / Новости строительства

Газпром принесет в Петербург новую архитектуру



13.11.2006


На прошлой неделе глазам петербургской общественности предъявили шесть умопомрачительных архитектурных проектов будущего делового центра «Газпром-Сити».

Небоскреб в 300 метров аккурат напротив Смольного монастыря, построенного великим Растрелли, взялись проектировать столь же великие мастера нашего времени. Все, как на подбор, иностранцы – что не странно. Идея строительства небоскреба на Неве, практически в центре Петербурга, изначально пришлась не по душе российским зодчим.

Зато масштаб проектов не испугал западных архитекторов. Как не раз шутил по этому поводу Лев Каплан, председатель «Союзпетрстроя», – «у нас почему-то иностранцев привлекают исключительно для больших и громких проектов, это стало традицией».

Согласно условиям конкурса, архитекторы должны были спроектировать высотное здание, где расположится офис «Газпром-нефти», на территории 4,6 га. Общая же территория застройки, включая сопутствующую жилую, торговую, деловую, транспортную инфраструктуру, составит 1 млн. кв. м, или 70 га. Высотное здание планируют построить к 2012 г., а весь комплекс в целом – к 2016 году. Итак, во что звезды мировой архитектуры намерены обратить 60 млрд. рублей инвестиций?

По следам предков

Выбранная территория строительства административного делового центра «Газпром-Сити» – набережная реки Охты. Именно здесь в XVI веке шведы основали крепость Ниеншанц, которую впоследствии отвоевала русская армия. Именно здесь Петр хотел основать город, но затем передумал и решил осесть поближе к заливу. Как оказалось, инвестор в лице компании «Газпром нефть Инвест» осведомлен о перипетиях российской истории. «Ниеншанц – это первый объект, через который Петр I «прорубил окно» в Европу, и мы не вправе с этим не считаться», – заявил на презентации архитектурных проектов генеральный директор компании Николай Танаев. Одно из условий конкурса – создание на месте крепости музея. Сейчас там ведутся археологические раскопки, и все обнаруженные экспонаты будут переданы на хранение до окончания строительства.

Посчитаться с историей решили архитекторы британского архитектурного бюро RMJM London limited, среди проектов которого – Восточные врата в Сучжоу, КНР и 400-метровая башня в Дубае, а также будущий многофункциональный комплекс на участках №2-3 ММДЦ «Москва-Сити».

Британский проект небоскреба – здание, состоящее из 5 крыльев, закрученных по спирали вокруг своей оси, суженных к верху. «Мы вернулись к истории города, хотели повторить пятиугольную форму крепости Ниеншанц в нашем проекте», – говорит архитектор Тони Кеттл. Основная концепция проекта – воплощение идеи энергии «Газпрома» и воды Петербурга. Здание обретает форму волны и весьма деликатно входит в небесную линию. Фасад, разбитый на тысячи граней, архитектор решил сделать из дихроидного стекла со специфическим напылением, что позволит башне менять цвет от золотого до небесно-голубого в зависимости от угла падения световых лучей.

Множество мелких панелей фасада, по словам архитектора, позволит зданию отражать «каждую частичку Петербурга». Кроме того, за счет закрученной конструкции и необычного фасада при движении вокруг здания будет создаваться оптический обман, здание само будет двигаться. У небоскреба предусмотрено сразу два фасада – правда, внутренний будет сделан из обычного стекла. Зато такой ход позволит сделать здание более энергоемким.

Пику в небо

Тему шпилей продолжает проект итальянца Массимилиано Фуксас (Fuksas Associati S.R.L.) – автора башен-близнецов в Вене и выставочного комплекса в Милане. Рядом с центральным зданием комплекса будет располагаться башня, повторяющая шпиль Петропавловской крепости. Эта башня – всего лишь элемент декора. Основное здание – тоже башня, но массивная, спроектирована в виде сверла.

«Наша концепция – представить мощные элементы природы. Это здание – воплощение энергии, связанной с «Газпромом». Энергия как бы выливается в бурю, шторм. А башня рядом – напоминающая шпиль Петропавловской крепости – это воплощение самого города», – рассказывает Guide to Property Кристиан Кнолл, представлявший проект.

В проекте, помимо основной башни для офисов «Газпрома», предусмотрена небольшая резервная башня, а также помещения для отеля, жилые зоны и торговые помещения, расположенные на прогулочной террасе, которая проходит над водой. Под офисные помещения в этом проекте предусмотрено 232 тыс. кв. м, жилая зона будет занимать 13 тыс. кв. м. Общая площадь парковочных мест – около 72,5 тыс. кв. м.

Небоскреб в виде шпиля выполнили и швейцарские архитекторы Жак Герцог и Пьер Де Мерон (Herzog & de Meuron Architekten AG), любители экспериментировать с материалами. Они построили в Лондоне «стеклянный» Театр танца, а в Токио –«стеклянный» бутик Прада. На их счету и масштабные проекты вроде стадиона Аллианц в Мюнхене. Их здание скорее похоже на искривленную швейную иглу. «Трёхсотметровое здание должно быть настолько тонким, насколько это возможно. И потом, в Петербурге доминирует горизонтальность, а немногие вертикальные доминанты, как правило, всегда узкие и тонкие. И это всегда один шпиль», – выказывает прекрасное знание города Пьер де Мерон.

Одна треть проекта – собственно 300-метровая башня (85 тыс. кв. м), в которой будут располагаться офисы «Газпрома». Две трети проекта – офисные центры в 12-этажных зданиях, расположенных рядом. В самом центре башни находится лифт для сотрудников, вокруг – горизонтальные «диски» будущих офисов. Лифты для обычных гуляк и будущих туристов сделаны в виде прозрачных капсул, движущихся по двум тонким кишкам, огибающим башню. Архитекторы обещают общественности незабываемые ощущения…

Ледяные фантазии

Для любителей экстрима, очевидно, постарался и американец Даниэль Либескинд (Studio Daniel Libeskind LLC), автор знаменитого Еврейского музея в Берлине и военного музея в Манчестере, а также победитель конкурса на застройку места Всемирного торгового центра. Его проект небоскреба пришелся бы по душе горнолыжникам. Стеклянный трамплин ограничен двумя острыми башнями. Само здание напоминает несимметрично вытянутую латинскую N. Автор не решился добавить в ландшафт города ещё один шпиль, и предложил продолжить арочную линию архитектуры северной столицы. «Здание представляет собой две отдельные башни, соединённые средней частью, которую мы назвали небесным вестибюлем. Здесь располагаются библиотека, кафе, рестораны и платформа для обзора города. А в самих башнях будут находиться офисы. В здании такого типа очень экономно используется отведенная под него земля», – считает архитектор Йама Карим.

Проект голландца Рэм Колхас (Office for Metropolitan Architecture, O.M.A.), автора генплана в Лилле и мудреных зданий в Пекине и Сиэтле, экономит не только место на застраиваемой земле, но и воображение. Штаб-квартиру энергетической компании архитектор выполнил в виде ледяного дома, напоминающего нераскрашенный конструктор Лего. Небоскрёб состоит из 12 модулей, с чередованием белых и прозрачных участков, размер каждого модуля – 24*24 м. Эти модули могут перемещаться относительно друг друга, формируя различные варианты внешнего вида центрального здания делового центра. Основанием ему служат три «ноги», где должны располагаться публичные помещения.

«Это здание по силуэту похоже на силуэт Смольного собора, он как бы выступает его тенью на небе, – поэтично рассказывает G2P Рэм Колхас. – Здание как бы замороженное. Оно будет сделано из стеклянных кирпичей, немного голубоватых, с эмблемой «Газпрома». В здании, в результате определенного построения блоков-капсул, образуется своеобразный тоннель к небу. Получается, что внутри здание как бы пустое, что способствует циркуляции воздуха, лучшему освещению, энергосбережению. Общая площадь небоскрёба 350 тыс. кв. м, общая стоимость проекта, как подсчитал архитектор, составит около 900 млн. долларов.

Лирика по-французски

Петербург – город горизонтального ландшафта, отмечали все архитекторы. Казалось, главное условие конкурса – построить небоскреб – они выполняли как должное, но не как нужное. Соединить эти два момента попробовал лишь француз Жан Нувель (Ateliers Jean Nouvel), которого прославили его хай-тек небоскреб «Торе Агбар» в Барселоне и Институт арабского мира в Париже.

«Петербург – город шпилей. И мы решили создать новую достопримечательность с такими же элементами. Идея конструкции состоит в пяти разных башнях, где находятся офисные помещения, каждая из которых повторяет известные «иглы» города», - объясняет архитектор Ateliers Jean Nouvel Клаудэ Годфрай.

Башни здания соединены стеклянными горизонтальными «улицами», внутри которых – зимние сады. Поскольку объект будет располагаться на полуострове, проектировщики решили поиграть со светом и прозрачностью. Здание как бы выступает из воды, повторяет линию Невы, а в зависимости от времени суток меняется цвет или контуры небоскреба. Так, когда солнце находится позади – стеклянное полотно здания становится невидимым, и выделяются башни-шпили. То же происходит и ночью.

По словам Клаудэ Годфрай, идея прозрачности – не только эстетический приём, но и прекрасный способ с помощью стекла сэкономить энергию и облегчить здание. В целях энергоэффективности проектировщики намерены использовать все средства производства энергии: ветер, солнечный свет, вода и биотермальные источники.

Французы, пожалуй, единственные, кто вспомнил о безмятежности, угрюмости и медлительности Петербурга. В их проекте есть лирика, которая отличает город на Неве от прочих больших столиц.

Исключение для инвестора

Решать, что лучше впишется в архитектурный облик Петербурга, будут в конце ноября. Имя избранника публика узнает 1 декабря. В составе жюри конкурса –председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, представители «Газпрома» и Правительства Санкт-Петербурга, а также архитекторы, уже работающие в Петербурге – победитель конкурса на проект реконструкции «Новой Голландии» Норман Фостер (Англия) и победитель конкурса на проект нового футбольного стадиона в западной части Крестовского острова Санкт-Петербурга Кисе Куракава (Япония).

Имен российских зодчих в списке жюри или экспертной комиссии нет. Они объявили бойкот проекту еще на стадии обсуждения необходимости строительства офиса для переезжающей в Петербург «Газпром нефти». Глава петербургского Союза архитекторов Владимир Попов даже написал письмо генеральному директору «Газпром нефть Инвеста» Николаю Танаеву, в котором от имени петербургских архитекторов отказался от участия и в конкурсе, и в жюри, и в других официальных мероприятиях конкурса. Смутило архитекторов даже не то, что им пришлось доставать конкурсную программу «окольными путями», а главное условие этой программы – здание, высотой «порядка 300 метров».

Как известно, в Петербурге действует высотный регламент, в котором четко прописана максимальная высота зданий для каждой территории. Не секрет, что на набережной Охты 300-метровое здание появиться, согласно законодательству, не может. Об этом не раз говорила председатель КГИОП, и, кстати, член жюри, Вера Дементьева. По ее словам, в районе, где должен появиться небоскреб, высотность ограничена и может достигать максимум 48 метров. На днях Вера Дементьева заявила, что «не получала никаких указаний на корректировку высотности в этом месте» и пообещала, что будет «разбираться», когда увидит эскизы. Правда, на открытие выставки проектов «Газпром-Сити» она не приехала.

Союз архитекторов, понимая, что за «Газпром-сити» последуют другие, не менее амбициозные проекты, предлагает разработать для города концепцию размещения такой площадки (или системы площадок), где появление высотных зданий не входило бы в противоречие с хрупкой тканью исторического центра. Архитекторы намекают на парижский Дефанс, которые, казалось бы, находится вне городского центра, но визуально и транспортно с ним связан. Градостроители уверены: такие места в Петербурге есть, их просто нужно разрабатывать, в первую очередь – создавая инженерную инфраструктуру. Впрочем, это больная мозоль всего строительного комплекса.

Похожую идею высказывает и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, заместитель председателя Совета при президенте РФ по культуре и искусству, председатель Всемирного клуба петербуржцев. «Уважаемым инвесторам, которые имеют большие деньги и намерены на них строить себе офисы в историческом центре», он предлагает вложить деньги в разработку альтернативного Петербурга, который бы соответствовал запросам XXI века и спокойно развивался к югу или к северу от исторически сложившегося города.

Еще летом Михаил Пиотровский заявил, что из-за того бездумного строительства, которое здесь ведется и планируется, и которое резко ослабляет привлекательность Санкт-Петербурга во всех отношениях, можно говорить об угрозе исключения исторического центра Санкт-Петербурга из списка ЮНЕСКО. Директор Эрмитажа тогда предложил перевести на русский язык красивое иностранное слово «инвестор», которое, по сути, означает «хозяин», «арендатор». И тогда сразу изменятся вопросы к этому инвестору. Тогда он должен будет доказывать, как хорошо будет жить тот или иной район после его новостроек, – а не Петербург будет вынужден от него защищаться. А на инвесторов, уродующих исторические виды, Михаил Пиотровский предложил подать в суд. (Заметим, здесь имеется в виду практически реализованные проекты одной из петербургских строительных компаний на Выборгской набережной). Свое отношение к происходящему директор Эрмитажа недавно подтвердил в интервью газете «Гардиан», сказав, что небоскреб «не вписывается» в исторический облик города и будет смотреться вызывающе.

Между тем чиновники, похоже, подготовились к бурной реакции общественности: на открытии выставки вице-губернатор Александр Вахмистров предположил, что недовольные будут. Однако сейчас обсуждаются правила застройки города, которые предусматривают строгие ограничения по высотности для застройщиков только в самом центре Петербурга и оставляют возможность делать исключения там, где это необходимо.

«Специально для подобных случаев мы оставляем в генеральном плане возможность проводить строительство таких зданий решением общественности и Градостроительного совета», – уверен Александр Вахмистров.
Источник: Guide to Property




Обсуждение публикации

Ваше имя*:
Комментарий*:

* – поля обязательные для заполнения.

Проголосовать





Copyright © 2020 Вира«ВИРА»
+7(495)730-01-98, vira@vira.ru