на главную... Контакты Карта сайта
Компания
Стройматериалы
Дизайн интерьера
Энциклопедия
Обмен опытом
на главную...
Наша специализация:

• оптовая торговля и комплектация строительными и отделочными материалами

• дизайн интерьера, ремонт и отделка, проект электро-оборудования, системы умного дома
Поиск:  





Секреты ремонта и дизайна интерьера.
Вира. Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рейтинг@Mail.ru

Обмен опытом / Новости строительства

«Зодчество-2008»: история в современном контексте



26.11.2008


В последнее время все чаще слышны разговоры о сохранении в стране исторического архитектурного наследия. Причем, если одни полагают, что нужно защищать от разрушения уже не единичные памятники, а историческую среду города в целом, то другие считают, что город представляет собой живой, постоянно меняющийся организм, а не музей под открытым небом, поэтому здесь должны появляться здания современной архитектуры. Но насколько органично могут вписаться новые объекты в сложившуюся историческую застройку? Этот вопрос звучал лейтмотивом на XVI Международном фестивале «Зодчество-2008», прошедшем с 17 по 19 октября в ЦВЗ «Манеж».

Архитектор Ярослав Усов обратился к участникам мероприятия с манифестом: «Имитация под старину, строительство декораций не приемлемо. Стилизованные здания уничтожают исторический центр, подменяя собой оригинал. Город превращается в Диснейленд с бутафорскими постройками, принимаемыми обывателями за оригинал. Каждой эпохе должен соответствовать свой стиль, своя архитектура, отражающая потребности людей данного времени… Современные объекты должны органично сосуществовать с исторической застройкой, не доминируя над ней, образовывать единый образ города».

Иллюстрацией этого тезиса послужил представленный Я. Усовым проект исторического музея в Солсбери (Великобритания), включающий в свой объем остатки городских строений XVI века. Само здание представляет собой стеклянный куб с медиафасадом, на котором будут размещать анонсы выставок и информацию о текущих событиях. Благодаря фасадным жалюзи можно не только регулировать освещение внутри музея, но и сделать так, чтобы экспозиция была видна с улицы. По мнению автора проекта, здание не выбивается из окружающей застройки, поскольку отражает на зеркальных фасадах соседние особняки, а его несущие элементы выполнены в виде наклонных стоек, имитирующих фахверк — традиционную конструктивную систему в Солсбери.

Большой интерес вызвал проект реставрации храма Х века в поселке Бзыбь (Абхазия). Обследовав церковь, ученые пришли к выводу, что ее можно законсервировать и частично восстановить, а утраченную верхнюю часть сооружения экспонировать методом голографического изображения, выполненного на основе визуальной реконструкции.

Примеров возможного удачного сосуществования исторической и современной застройки было представлено на выставке немало. Так, в границах исторического центра Тюмени есть квартал, сохранивший двухэтажные здания — памятники архитектуры. Здесь размещаются также объекты производственного назначения и жилые дома в четыре — шесть этажей. За счет сноса зданий, не представляющих архитектурной ценности, в этом квартале предполагают возвести социально-деловой центр. При этом часть исторических построек будет включена в двухэтажный объем нового здания. В социально-деловом комплексе разместятся банк, офисные помещения, гостиница и парковка на подземном уровне. Кстати, у этого центра на выставке нашелся собрат. Проект подобного современного многофункционального комплекса, «пригревшего» исторический особняк, был разработан авторским коллективом для Уфы.

Представляя еще один заметный проект фестиваля под названием «Маленькое офисное здание», авторы упомянули дизайнера и архитектора Филиппа Старка, полагавшего, что «очевидная функция вещей не всегда есть их истинное предназначение». Когда-то на одной из красивейших улиц Владикавказа появился самостройный «дом-протест», который тем не менее столь органично вписался в существующую разнородную застройку, что его решили превратить в офисный центр. Это сооружение состоит из двух частей, легкой витражной стены и постройки параболической формы. Небольшие переделки делают его современным и в то же время весьма уместным в сложившейся среде.

Еще одним пояснением цитаты Ф. Старка может служить проект реконструкции водонапорной башни на Большой Серпуховской улице в Подольске. Она была построена в 1928 г. и к настоящему моменту утратила свои функции. В то же время башня, не являясь памятником архитектуры, сохраняет определенную историческую ценность и имеет необычную форму, с которой интересно экспериментировать. Это и было сделано группой архитекторов, решивших немного видоизменить со­оружение и пристроить к нему новое здание. В ультрасовременном комплексе могло бы разместиться кафе, а в переделанной венчающей части башни — смотровая площадка.

Эти примеры не исчерпывают список проектов, заслуживающих внимание гостей выставки. Поэтому для многих главная интрига фестиваля заключалась в том, какие работы получат признание и поощрение жюри. В смотре студенческих работ три из четырех наград достались архитекторам, выполнившим проекты для Калининграда, историческая застройка которого пострадала во время Великой Отечественной войны. Работа Варвары домненко, награжденная серебряным дипломом, обращает внимание на возрождение утраченной специфики центра города во многом благодаря запроектированному там «Отелю Гофмана». Три из пяти корпусов этого гостиничного комплекса объединены внутренними улицами — пассажами, перекрытыми сложной прозрачной конструкцией волнообразной формы (намек на расположение Калининграда у моря).

Среди реализованных проектов золотые дипломы достались питерскому жилому комплексу «Дом у моря» и станции Московского метрополитена «Строгино». Еще один видный объект — «Живописный мост» в Серебряном Бору (Москва) получил серебро. Такая же награда досталась конгресс-холлу «Республика Башкортостан» в Уфе, в котором зодчим удалось увязать традиции национальной культуры с языком современной архитектуры. Например, внешний облик здания ассоциируется с пером мифологической птицы, опустившимся на землю и ставшим надежным кровом для многих народов. Основной объем постройки, включающей блоки с различным функциональным назначением, является намеком на башкирские кочевья, где юрты были расположены в строго определенном порядке.

Среди награжденных проектов в разных номинациях можно назвать многофункциональный комплекс на Пушкинской площади (золото), Центр всесезонных видов спорта в Красногорске (бронза), упомянутый храм в поселке Бзыбь (бронза) и др. Национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал» — главная награда фестиваля — досталась зданию театра «Мастерская Петра Фоменко» как самой примечательной постройке за период 2006–2008 гг.

Помимо церемонии вручения премий программа фестиваля включала и другие мероприятия. Причем в этом году она была насыщена как никогда. Обсуждение проблем развития исторических городов в современных условиях продолжилось в рамках общественной дискуссии. Эти же вопросы были затронуты на мастер-классах, семинарах и лекциях, которые провели российские и зарубежные специалисты.

Например, президент международной фирмы Heritage Strategies International Донован Д. Рипкема представил результаты экономической американской программы «Главная улица». По его признанию, «эта программа не охраняет наследие и исключает длинные изнурительные дискуссии о том, что считать настоящим, аутентичным обликом здания. Но вместе с тем устанавливает стандарты для сохранения наследия. Мы привлекаем инвесторов, помогаем реставрировать и воссоздавать живую и многофункциональную роль центра исторического города. За 30 лет работы у нас появились коллеги, которые именно благодаря программе впервые задумались о сохранении исторического наследия».

В чем же заключается успех «Главной улицы»? Как полагает Д. Рипкема, секрет кроется в традиции волонтерства, издавна существующей в США. Тысячи добровольцев тратят сотни часов в год на реализацию программы. Например, архитекторы безвозмездно трудятся в Комитете по архитектуре и дизайну. Банкиры и бизнесмены бесплатно работают в экономическом комитете. Простые жители, обеспокоенные судьбой своего города, сообща мастерят скамейки, участвуют в опросах населения и т. д. «Если бы мы искали деньги, чтобы заплатить всем этим людям, наша программа не работала бы», — закончил мысль Д. Рипкема.

Идеология «Главной улицы» проста и понятна — город должен быть удобным для жизни, интересным и красивым. Исторические здания должны избавляться «от наносного и вредного дизайна, добавленного новыми поколениями», общественности нужно разъяснять, что такое красивое здание и почему его важно сохранять. «Владельцы, подрядчики и даже архитекторы должны понимать, как правильно распоряжаться историческими зданиями. Я уверен, что в России зодчие с почтением подходят к архитектурному наследию. К сожалению, в Америке это не так», — пожаловался Д. Рипкема.

Председатель Общества чешских архитекторов Олег Хаман в своем докладе рассказал о «Концепции визуальной целостности исторического центра Праги». Он напомнил, что в городе издавна возводили высокие здания. Например, высота главной башни собора Святого Вита составляет 96,6 м. В начале прошлого века то и дело поступали предложения о достройке Староместской ратуши, достигающей в самой верхней точке 57 м. Семиэтажный «Танцующий дом» архитектора Френка Гэри являет собой пример новой архитектуры, близкой к исторической среде. Как пояснил О. Хаман, жители не против высотного строительства, если современные здания будут размещены так, чтобы не влиять на силуэт центра города.

Чтобы понять, где могут появиться небоскребы, исследователи поделили территорию города на объемно-пространственные участки. В каждом из них были проанализированы панорамы и линии горизонта. В результате специалисты определили, с какими панорамами новые проектируемые здания сочетаться не могут, поскольку нарушат структуру исторической застройки, а также выделили те области, в которых внедрение новых зданий возможно (всего 21 участок). Была установлена и предельная этажность построек. «Мы выяснили, что для центра высотным будет считаться здание, которое на два этажа выше исторической застройки. Где-то сооружение не должно превышать 40–50 м, зато в других районах новостройка может достигать 80, 100–120 и даже 150 м. Все это мы зафиксировали на специальном плане. Теперь и властям, и бизнес-сообществу стало ясно, где и как можно строить без ущерба для города», — подытожил О. Хаман.

Фестиваль «Зодчество-2008» продемонстрировал общественности немало удачных примеров соседства современной и исторической архитектуры. Будут ли они реализованы? Прислушаются ли власти и бизнес к мнению зодчих, примут ли во внимание творчество молодых талантливых архитекторов, учтут ли зарубежный опыт? Если это произойдет, то Россия, вероятно, сумеет сохранить историческую среду своих городов, свое богатейшее архитектурное наследие.

Наталья Титова




Обсуждение публикации

Ваше имя*:
Комментарий*:

* – поля обязательные для заполнения.

Проголосовать





Copyright © 2021 Вира«ВИРА»
+7(495)730-01-98, vira@vira.ru