Производство древесностружечных плит становится одной из самых динамичных подотраслей российской деревообрабатывающей промышленности. За 2006 г. производственные мощности увеличились более чем на 40%. Это произошло за счет запуска в России мощных линий крупнейшими европейскими производителями древесных плит.
Несмотря на резкое увеличение мощностей, инвесторы сохраняют оптимизм в отношении развития рынка, что подтверждается многочисленными инвестиционными проектами по созданию новых предприятий и модернизации старых. В случае реализации этих планов производственная мощность в отрасли практически удвоится к 2010 г.
Оптимизм инвесторов основан на стремительном росте внутреннего рынка ДСП. С 1998 г. по 2006 г. потребления древесностружечных плит растет со средним темпом в 15% в год. Рост потребления привел к практически полному исчерпанию производственных мощностей и росту цен на плиту. Сохраняется и достаточно напряженная ситуация со снабжением потребителей, так как объемы производства основных игроков рынка на несколько месяцев вперед уже распределены между заказчиками.
Параллельно с ростом потребления увеличивается и внутреннее производство. Объем производства ДСП вырос в 2006 г. более чем на 13%. Однако рост потребления при этом превзошел увеличение производства, что потребовало увеличения импорта с 580 до 653 тыс. куб. м в год.
Происходящее масштабное обновление производственных мощностей сопровождается переходом к более дешевой технологии непрерывного прессования. Это означает, что новые производители ДСП обладают значительно более низкими издержками производства по сравнению с линиями, установленными в 60 – 70 годы прошлого века. Помимо высокой экономичности и надежности технология непрерывного прессования позволяет также достичь более стабильной толщины и прочности плит. Однако пока объемы потребления ДСП близки к производственным мощностям, вытеснения устаревших производств с рынка не произойдет – все компании защищены «зонтиком» высоких цен.
Даже при условии ужесточения конкуренции на внутреннем рынке после 2010 г. у российских производителей со старыми прессами остаются возможности по сохранению объемов сбыта. Проведенный компанией Trade Marketing Research опрос показал, что большинство производителей производит продукцию, характеризуемую как удовлетворительную с точки зрения качества. При этом невысокие оценки получают не только российские производители со старым оборудованием, но и новые производства иностранных компаний, чья продукция оценивается потребителями как слишком мягкая. За счет повышения качества продукции, которое в большей мере зависит от сырья и используемых смол, чем от оборудования, может быть достигнута и конкурентоспособность для российских предприятий, оснащенных многоэтажными прессами.
В 2007-2011 гг. объемы потребления ДСП в России будут расти с темпом около 8-10% в год за счет роста мебельного рынка. При этом темп роста потребления ДСП будет несколько меньше темпов роста рынка мебели по причине замещения ДСП более эстетичными древесноволокнистыми плитами средней плотности. К 2010 г. объемы потребления ДСП будут по-прежнему лишь незначительно отставать от производственных мощностей.