на главную... Контакты Карта сайта
Компания
Стройматериалы
Дизайн интерьера
Энциклопедия
Обмен опытом
на главную...
Наша специализация:

• оптовая торговля и комплектация строительными и отделочными материалами

• дизайн интерьера, ремонт и отделка, проект электро-оборудования, системы умного дома
Поиск:  





Секреты ремонта и дизайна интерьера.
Вира. Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рейтинг@Mail.ru

Обмен опытом / Обзоры и аналитика

Просто добавь воды

В 2003 г. объем рынка сухих строительных смесей (ССС) составил примерно миллион тонн (140–150 млн евро). По информации Союза производителей сухих строительных смесей (СП ССС), рынок прибавляет по 40–50 % ежегодно. В 2004 г. он вырос до 1,4 млн тонн (200–220 млн евро), а в 2005 г. – до 2,5–3.

По единодушному мнению специалистов, применение ССС существенно изменило, если можно так выразиться, «облик строительных работ». Вместо традиционной смеси песка и цемента, которая готовится непосредственно перед началом работ, и дозировка происходит, как правило, «на глазок», строители все чаще используют именно сухие смеси, произведенные в промышленных условиях.

Одно из достоинств ССС заключается в том, что их подготовка не сложнее, чем приготовление известного нам по рекламе напитка «Инвайт» - «Просто добавь воды!». Через 20-30 минут медленного перемешивания раствор готов, и можно начинать работу. Что может быть проще? Кроме того, использование ССС позволяет, во-первых, повысить производительность труда на 150-200 %, во-вторых, снизить материалоемкость в 3-10 раз и, в-третьих, значительно улучшить качество строительных работ.

До августа 1998 г. российский рынок ССС был поделен между зарубежными торговыми марками, а отечественные заводы занимали лишь небольшую часть. Как ни странно, кризис оказался во благо российскому производителю. После дефолта цены на импортные ССС выросли более чем в три раза, однако смеси к тому времени уже завоевали популярность среди российских строителей, и им пришлось обратить внимание на отечественные марки.

«Если в 1999 г. в России, по нашим данным, насчитывалось 32 предприятия –-производителя общестроительных ССС, – рассказывает Евгений Беляев, управляющий СП ССС, – то за четыре года их число увеличилось почти в пять раз. Кроме бурного роста потребления ССС, этому способствует и низкий барьер входа в отрасль. Для организации небольшого предприятия, по ряду оценок, достаточно суммы в $10–$20 тыс.

Сейчас российский рынок ССС растет опережающими темпами. Но этот рост далеко не равномерен. В последнее время исследователи рынка склоняются к мысли, что в Москве и С.-Петербурге достигнута относительно близкая к максимальной интенсивность использования ССС на единицу работ. Причем достигнута уже два-три года назад. Здесь сегодняшний рост объемов рынка оценивается всего в 20–25 %. Памятуя о том, когда начался бурный рост производства смесей, можно сделать вывод, что для насыщения столичных рынков модифицированными смесями понадобилось шесть-семь лет. Во многих других регионах в заметных объемах ССС стали использовать в 1998–2000 гг. Поэтому неудивительно, что в Нижнем Новгороде или Новосибирске объемы рынка до сих пор увеличиваются на 50–100 % ежегодно.

Следует отметить, что большинство предприятий-изготовителей ССС расположены в Москве, С.-Петербурге и Новосибирске. Вывоз смесей из этих регионов значительно превышает ввоз. Причем до 70% продукции идет «на экспорт».

«В последнее время производство ССС в регионах развивается особенно активно, – комментирует Ольга Долгова, начальник отдела маркетинга ООО «ХимСтройСмесь». – Это связано с тем, что здесь простаивает значительное количество крупных заводов. Также нет проблем с сырьем: как с импортным, так и с отечественным – все дело в цене».

К крупным отечественным изготовителям ССС можно отнести ПП «Крепс» (торговая марка «Крепс»), ООО «Унистром трейдинг» («Юнис»), фирма «Старатели» («Старатели»), ООО «Петромикс» («Петромикс»), ООО «Боларс» («Боларс»), ООО «ХимСтройСмесь» («Фарвест»), ЗАО «Глимс Продакшн» («Глимс») и т. д.

Среди зарубежных производителей необходимо отметить Optiroc (Финляндия, торговые марки Vetonit и Serpo), Atlas (Польша), Победа Кнауф (СП Россия-Германия, Knauf), MC-Bauchemie Russia («Плитонит») и т. д. По оценкам специалистов, импортная продукция занимает 30-40 % российского рынка ССС.

Конкуренция на всех сегментах рынка ССС заметно усиливается, количество изготовителей растет, каждый год появляются новые крупные компании, имеющие свое собственное производство. Например, в одной только Москве сегодня существует более 60 компаний. Питерский рынок поскромнее: три крупных и более десятка маленьких и средних фирм. Большинство отечественных производителей ССС – небольшие, монопродуктовые, работающие на узких локальных рынках компании, продающие в основном наиболее простые смеси, такие, как клеи для плитки и штукатурки. Их оборот не превышает $3-$5 млн ежегодно.

Рентабельность производства ССС составляет 15–50 % в зависимости от вида продукции и заложенных технических характеристик. Рентабельность продаж – 25–35 %. По утверждению Дмитрия Колесникова, начальника отдела маркетинга ООО «Унистром Трейдинг», у каждого вида продукции разная рентабельность, так как в производстве используются различные виды сырья и разнообразные технологии. Цены на ССС относительно стабильны. В начале лета 2003 г. подорожал цемент, и цены выросли примерно на 10 %. Кстати, рост цен на добавки не очень сильно сказывается на стоимости ССС, тогда как цены на основное сырье (цемент, известь, песок) влияют на нее весьма ощутимо.

Как ни печально, но пока для российского рынка ССС характерно нестабильное качество сырья.

«Низкое качество сырья, естественно, влияет на качество конечного продукта, – рассказывает Дмитрий Колесников. – А это негативно сказывается на имидже торговой марки и соответственно на уровне продаж. Необходим постоянный контроль качества сырья».

Понятно, что в условиях постоянной конкуренции с импортной продукцией, производители не могут оставаться равнодушными к этому фактору. Конечно, российские смеси выигрывают в цене, но, учитывая, что требования к качеству работ с каждым годом повышаются, рассчитывать только на низкую стоимость не приходится. Неудивительно, что с развитием рынка смеси становятся более технологичными, и решающим конкурентным преимуществом наряду с ценой являются технические характеристики.

«Сейчас все крупные производители располагают сертификационными лабораториями, где специалисты работают над улучшением характеристик выпускаемой продукции. Это делается прежде всего для того, чтобы работать с материалом было как можно удобнее, а эксплуатационные характеристики материалов увеличивались», – рассказывает Ольга Долгова.

И, как ни странно, сегодня рынок ССС очень страдает от подделок. Причем подделывают продукцию не только иностранных, но и отечественных производителей. С одной стороны, аналитики положительно оценивают этот факт: плохую, непопулярную продукцию подделывать не будут. С другой – производители несут убытки, страдает их репутация. Ведь покупатель не всегда может разобраться, что он купил подделку, а столкнувшись с товаром плохого качества, он может навсегда отказаться от использования продукции той или иной фирмы. Многие участники рынка считают, что бороться с этим возможно только путем сотрудничества крупных производителей ССС в целях информирования о подделках. Кроме того, каждый год появляется большое количество «самодельщиков», которые предлагают смеси плохого качества по низким ценам, не рассчитывая проработать на рынке больше одного сезона.

В марте 2004 г. агентство Symbol-Marketing провело третью волну мониторинга московского ССС - аудит розничной торговли на строительных рынках и в специализированных магазинах. Первая и вторая волны были организованы в марте и ноябре 2003 г.

Ведущими марками оказались Knauf и «Юнис», которые встречаются в 84 % обследованных торговых точек. На втором месте – Vetonit (83 %), на третьем – Atlas и «Старатели», (по 80%). Кроме того, в десятку лидеров вошли «Глимс», Pufas, «Оптимист», Consolit, Dufa.

«В Москве сегодня представлены смеси 115 марок, – говорит Аркадий Зарубин, директор по исследованиям агентства Symbol-Marketing. – Самый высокий уровень конкуренции наблюдается в сегменте «клей для плитки», где «войну» за потребителя ведут более 40 изготовителей. В сегментах «шпатлевка» и «штукатурка» конкурируют более 30 заводов, наименьший интерес производителей привлекают товарные группы «грунтовка» и «гидроизоляция» – в них присутствует 13 и 14 марок соответственно.

Кстати, иностранцы не собираются покидать отечественный рынок. В последнее время крупные западные компании начали открывать в России собственные производства, что позволяет им снизить цены на свою продукцию за счет использования местного сырья, дешевой электроэнергии и рабочей силы. В Подмосковье введены в эксплуатацию заводы ООО «Хенкель Баутехник» (дочерняя компания германского концерна Henkel) и лидера польского рынка – строительной химии Atlas. Это представляет ощутимую угрозу для отечественных производителей, так как снижение стоимости лишает их главного преимущества – относительно низкой цены.

Однако, по словам Аркадия Зарубина, при продаже ССС очень важен географический фактор. Например, в С.-Петербурге практически нет московских изготовителей, в Москве – питерских, а в региональных центрах производства смесей господствуют преимущественно местные компании. Свободные ниши в сегменте «премиум» во всех городах заполняют иностранные марки.

Источник: Build Report

Copyright © 2024 Вира«ВИРА»
+7(495)730-01-98, vira@vira.ru