на главную... Контакты Карта сайта
Компания
Стройматериалы
Дизайн интерьера
Энциклопедия
Обмен опытом
на главную...
Наша специализация:

• оптовая торговля и комплектация строительными и отделочными материалами

• дизайн интерьера, ремонт и отделка, проект электро-оборудования, системы умного дома
Поиск:  





Секреты ремонта и дизайна интерьера.
Вира. Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рейтинг@Mail.ru

Обмен опытом / Обзоры и аналитика

Рынок древесных плит и фанеры

Рынок древесных плит и фанеры сейчас развивается очень активно. В натуральном выражении его объем увеличивается ежегодно на 14%, а в стоимостном — только за последний год объем рынка вырос на 34,5%. На текущий момент нам известно о 10 проектах по запуску линий по производству плит МДФ и 14-ти инвестиционных проектах по производству ориентировано-стружечных плит (ОСБ).

Бурное развитие рынка и интерес инвесторов к ситуации на рынке древесных плит послужили стимулом к изучению рынка древесных плит и фанеры. В июне 2008 г. аналитический отдел компании «Экспресс-Обзор» закончил работу над вторым ежегодным выпуском обзора рынка древесных плит, в котором дана оценка и прогноз развития как рынка плит (ДСП, ЛДСП, ДВП, МДФ, ОСБ), так и рынка клееной фанеры.

Сфера применения древесных плит и фанеры достаточно широка — от производства мебели до автомобилестроения.

В той или иной степени все виды плит используются в строительстве. Древесно-стружечные плиты используют для обшивки наружных стен, внутренней стороны крыши, для строительства разборных конструкций, как основу под потолки и полы, в качестве облицовочных панелей для внутренней отделки помещения, для изготовления дверей, перегородок, подоконников, ДВП — для тепло- и звукоизоляции, обшивки стен, выравнивания полов, МДФ — в качестве стеновых панелей, потолков, черновых полов, дверей, а также в тавровых балках и плитах опалубочных систем в монолитном строительстве, фанеру используют при обшивке стен, для основы под пол, покрытия крыши, возведении перегородок.

Наиболее популярные плиты —  ДСП и ЛДСП

В 2007 г. около 50% рынка древесных плит и фанеры в стоимостном выражении занимали плиты ДСП. В структуре производства этот вид плит также является несомненным лидером. Несмотря на то, что их доля в общем объеме производства сокращается из года в год, в 2007 г. она составила 69% в натуральном выражении. При этом 70% ДСП производятся в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

В мире наиболее популярный вид ДСП — это ЛДСП, их доля составляет порядка 80%. В России этот показатель существенно ниже — в 2007 г. доля ламинированных плит в общем объеме производства ДСП составила 54%. Но стоит отметить, что доля ламинированных плит практически соответствует структуре рынка — в России ЛДСП занимают 60% рынка древесно-стружечных плит.

Разница в цене на ДСП и ЛДСП существенна. Средняя цена производителей на ламинированные плиты в полтора раза превосходит аналогичную цену «сырых» (необлицованных) плит:
8 102 руб./куб. м и 5 423 руб./куб. м соответственно. Поэтому в стоимостном выражении доля этого вида плит в общем объеме производства довольно значительна. В 2007 г. на долю ЛДСП пришлось 80% объема производства древесно-стружечных плит в стоимостном выражении.

В 2006 г. в рейтинге производителей лидировали холдинг ООО «Русский ламинат» и ОАО «Свеза», они произвели по 8,5% всех российских ДСП. На третьем месте — ООО «Кроностар». Российские производители экспортируют древесно-стружечные плиты преимущественно в страны СНГ, основу экспорта составляют необлицованные плиты. Но тот факт, что рост экспорта в стоимостном выражении почти в два с половиной раза превышает аналогичный показатель в натуральном выражении, свидетельствует о том, что в экспорте увеличивается количество более дорогих и качественных плит.

В противовес экспорту в импорте превалируют ламинированные древесные плиты. Основной спрос на эти плиты продуцирует, безусловно, мебельная промышленность.

На текущий момент потребности в ЛДСП не покрываются отечественным производством, но поскольку производство ЛДСП развивается сейчас очень активно, многие эксперты прогнозируют превышение объемов производства над спросом и увеличение экспорта этого вида плит. Производство ламинированных плит будет расти опережающими темпами по сравнению с общим объемом выпуска плит ДСП. В 2008–2009 гг. этот показатель будет увеличиваться на 15% ежегодно. При этом доля импортной продукции в сегментах ДСП и ЛДСП будет сокращаться.

ДВП: российские производители не могут удержать рынок

Объем производства ДВП в 2002–2007 гг. стабильно увеличивался и, по итогам 2007 г., вырос в натуральном выражении на 15%. Более 90% ДВП выпускается в четырех федеральных округах: Центральном, Сибирском, Приволжском и Северо-Западном.
Тройка ведущих игроков произвела в 2006 г. почти 40% российских ДВП. Лидером среди производителей стало ООО «Кроностар», второе и третье место поделили между собой Woodway Group и Группа «Илим».

Объем экспорта ДВП значительно превосходит объем импорта и в период с 2002 по 2007 гг. показывал только положительную динамику, причем с 2005 г. темп прироста объема экспорта не опускался ниже 10%.

Несмотря на свою активность отечественные производители не способны полностью удовлетворить потребности рынка. В 2007 г. рост объема импорта превысил рост объема производства более чем в два раза. В основном ДВП импортируются из стран дальнего зарубежья — Германии, Китая и Польши.

Усилия отечественных производителей хоть и замедляют увеличение импортной продукции на рынке, но пока еще недостаточны для того, чтобы начать ее вытеснение. К 2008 г. доля импортных плит увеличится до 16%. Среднегодовой темп увеличения импортных поставок в 2008–2009 гг. будет высоким и составит 18,2%, что отчасти обусловлено прогнозируемым дефицитом тонких ДВП.

В стоимостном выражении объем рынка в 2007 г. вырос в полтора раза. Это вызвано как ростом потребления плит в натуральном выражении, так и увеличением средневзвешенной цены на ДВП, которая в 2007 г. выросла до 39 руб./кв. м (или 1,5 дол./кв. м).

МДФ: доля импорта стремительно уменьшается

Плиты МДФ конкурируют с древесно-стружечными плитами, их производство растет очень высокими темпами. Среднегодовой темп прироста объема выпуска МДФ в 2002–2007 гг. составил 96,6%. Стоит отметить, что сейчас темпы роста рынка замедляются, но по-прежнему остаются самыми высокими среди всех видов плит.

Экспорт древесно-волокнистых плит средней плотности (МДФ) существенно ниже объема импортных поставок, однако имеет стабильную динамику роста. По итогам 2007 г. объем экспортных поставок увеличился на 14%. Увеличение количества плит МДФ, поставляемых на экспорт, подстегивается быстрорастущим объемом их выпуска. Несмотря на значительные темпы увеличения объема отечественного производства, спрос на МДФ со стороны российского потребителя полностью не удовлетворен, поэтому объем импортных поставок почти в два раза превышает экспорт.

Стоит отметить, что доля импортных плит МДФ на рынке стремительно уменьшается. Если в 2002 г. на долю импортной продукции приходилось 93% совокупного потребления плит МДФ, то в 2007 г. импортные плиты занимали уже только половину рынка.

В 2008–2009 гг. объем рынка плит МДФ будет расти по-прежнему быстро, в том числе и за счет реализации инвестиционных проектов по их производству. Под давлением увеличивающегося производства плит МДФ импортная продукция будет интенсивно вытесняться с российского рынка, т. е. импорт в 2008–2009 гг. продемонстрирует отрицательные темпы прироста.

ОСБ: планируемых мощностей все равно не хватит

Плиты ОСБ — самые «строительные» из всех древесных плит, они разработаны специально для каркасного строительства и ремонтных работ. Надо отметить, что в последнее время они нашли распространение и в мебельной промышленности как альтернатива фанере и ДСП.

Спрос на плиты ОСБ удовлетворяется за счет импортной продукции, до сих пор этот вид плит в России не производится. При этом объем рынка (он же — объем импорта) растет очень быстро, более чем на 50% в год. В 2007 г. в России было продано
300 тыс. куб. м плит ОСБ.

Сейчас заявлено о планируемой организации в ближайшие годы как минимум 14-ти производств. Запустить производство плит ОСБ планируют такие известные производители, как ООО «Кроностар», ООО «Кроношпан», ОАО «Карелия ДСП», ДОК «Калевала», группа «ЧТПЗ», ОАО «Свеза». Суммарные мощности, заявленные в инвестиционных проектах, составляют 3,5–4 млн. куб. м в год. Если хотя бы часть из них будет реализована, то российские производители смогут существенно потеснить импортную продукцию. Но полностью удовлетворить потребность в плитах ОСБ не получится — объем рынка уже в 2012–2015 гг. будет превышать суммарные мощности запущенных производств.

Фанера: пять ведущих игроков производит половину российской фанеры

Фанера занимает чуть больше четверти от общего выпуска плит и фанеры в натуральном выражении. В 2002–2007 гг. объем производимой фанеры постоянно рос. Самый низкий показатель прироста наблюдался в 2006 г., когда из-за неблагоприятных погодных условий лесозаготовительные предприятия не смогли обеспечить фанерную промышленность необходимым объемом сырья.

В 2007 г. темп прироста производства фанеры снова увеличился и составил 5,7%.

По объему выпуска фанеры лидируют три федеральных округа — СЗФО, ПФО и ЦФО, в общей сложности на них приходится более 80% совокупного объема производства.

Фанера играет весьма значимую роль в структуре экспорта древесных плит: на ее долю приходится 2/3 всего экспорта. Правда, уже к 2009 г. этот показатель приблизится к 50%. Преимущественно экспорт фанеры осуществляется в страны дальнего зарубежья, что говорит о высоком качестве экспортируемой фанеры. Стоит отметить, однако, что структура экспорта постепенно меняется в сторону увеличения экспортных поставок в страны СНГ.

Импорт фанеры крайне мал, основным импортером является Китай, который импортирует наш лес и перерабатывает его. По итогам 2007 г. доля фанеры в общем объеме импорта древесных плит и фанеры составила всего 5,6%, а к 2009 г. она снизится до 3%.

Среди российских производителей с большим отрывом лидирует ОАО «Свеза» — на четырех фанерных заводах холдинга в 2006 г. было произведено в совокупности 23% российской фанеры. А в 2007 г. холдинг «Свеза» увеличил свои мощности за счет Мантуровского фанерного комбината. Второе место по объемам производства фанеры занимал Сыктывкарский фанерный завод, третье — «Юнайтед панел Групп». В числе производителей — «Группа Илим», «Фанком», «Демидовский фанерный комбинат» и др.

В совокупности пятерка ведущих игроков занимала в 2006 г. 45% российского производства фанеры.

Продажи фанеры стабильно растут, что связано с увеличением объемов строительства в стране, а также с развитием мебельного производства.

Особенности и тенденции рынка

 - Основную часть в производстве древесных плит составляют ДСП — по итогам 2007 г. на них пришлось почти 70% выпущенных плит. Но их доля в совокупном объеме выпуска снижается за счет перераспределения спроса в сторону МДФ.
 - Рынок древесных плит и фанеры является экспортоориентированным. Отечественные производители отправляют заграницу в 1,65 раза больше плит и фанеры, чем поставляют на российский рынок иностранные компании. В структуре экспорта преобладает фанера — в 2007 г. на нее пришлось 2/3 всего объема экспорта. Однако к 2009 г. она сократится до 1/2. На фоне сокращения доли экспорта фанеры увеличится доля экспорта ДСП.
 - Существует тенденция вытеснения импорта с российского рынка — доля отечественной продукции на рынке будет увеличиваться и к 2009 г. составит 90% от совокупного потребления плит и фанеры. Половину импорта в натуральном выражении занимают плиты МДФ. Доля импорта сокращается во всех сегментах рынка древесных плит и фанеры, кроме сегмента ДВП.
 - Самым динамичным сегментом по темпам роста объема производства является сегмент древесно-волокнистых плит средней плотности (МДФ) — среднегодовой темп прироста составляет 96,6% в натуральном выражении. За последние 3 года доля МДФ в объеме выпуска увеличилась с 3% до 11%. Бурное развитие российского производства МДФ повлечет за собой в 2008–2009 гг. сокращение объема импорта МДФ.
 - Растут продажи более технологичных древесных плит: МДФ, ЛДСП, ОСБ. Доли рынка «привычных» материалов — ДСП, ДВП и фанеры — имеют тенденцию к сокращению. При этом объем экспорта ДСП, ДВП и фанеры значительно превосходит объем импорта.
 - Рынок плит ОСБ растет более чем на 50% ежегодно. В ближайшие несколько лет ожидается запуск сразу нескольких производственных линий.

Автор: С.С. Федорова
Источник: СтройПРОФИль


Copyright © 2024 Вира«ВИРА»
+7(495)730-01-98, vira@vira.ru